Даффи О'Брайен (irchen) wrote,
Даффи О'Брайен
irchen

Categories:
  • Music:

Мой любимый корабль:) Осторожно: много картинок!


The Unbeatable или The Beauty and the Perfection Herself.
Это я так считаю, и еще парочка непредвзятых (в отличие от меня=) историков морского дела. Он - этот корабль - значит для меня много, вероятно, слишком много. Душу за него я уже отдала. Как истинная перфекционистка:-) Итак, имя Совершенства - «Фермопилы»("The Thermopylae").

У Ивана Ефремова в книге «Катти Сарк» судовладелец и капитан Джон Уиллис настойчиво повторяет: «Фермопилы»… Что, право, за дурацкое название!» Простим ему его невежество!:-) Мы-то ведь знаем, что Фермопилы – это ущелье в Южной Греции, где небольшое войско спартанцев отчаянно сражалось с огромной армией персов в 480 году до н.э.(для греков это что-то вроде Куликовской битвы или Ледового побоища по значимости) Носовая фигура зеленого клипера изображала вождя спартанцев царя Леонида. Его имя - символ патриотического самопожертвования. И название Фермопилы стало символом тоже – воинской доблести. Когда прочтете, как закончил свой век этот прекрасный корабль… впрочем, я опережаю события.

Сначала все-таки Ефремов (полный текст тут http://base13.glasnet.ru/text/efremov1.htm)
Цитаты: «А осенью 1868 года вышел из Абердина новый худовский (прим. Ирхен:-)Уолтер Худ – судовладелец) клипер «Фермопилы». Вскоре среди моряков разнеслась слава о необыкновенном корабле, превосходившем всех быстротой, управляемостью, легкостью хода. В следующем году отчалила от пристани Темзы и «Катти Сарк», направляясь в далекий Китай. Флот чайных клиперов, пораженных мореходными качествами «Фермопил», скоро понял, что у этого замечательного корабля есть соперник, не худший, а может быть, даже и превосходящий его.» Из того же Ефремова, кстати, следует, что Уиллис строил свою «Катти», воспользовавшись спиз… ой, простите! позаимствованными чертежами «Фермопил». Не знаю, справедливо это или нет (главным образом сомнения возникают потому что у него вообще много в тексте неточностей), но «Фермопилы» и «Катти Сарк» в итоге оказались очень и очень похожими. Разница – лишь в очертаниях кормы.
Самой известной (и, вообще-то:-) единственной: больше они ни разу в открытом "бою" не встречались) гонкой, в которой эти два клипера сошлись вместе, стала гонка 1872 года из Фучжоу (Китай) в Лондон. «Фермопилы» ее вели (хотя с погрузки клипер вышел позднее соперницы), но где-то в Индийском океане «Катти» удалось вырваться вперед ("видимо", удалось, ибо момента обгона не видели ни на зеленом, ни на черном клипере. Пардон за каламбур:-). А затем по оплошности рулевого «Катти» сломала перо руля и в итоге пришла к финишу на неделю позже «Фермопил» ("видимого" обгона опять-таки не было:). Многие уверены, что, если бы не злополучная поломка, то «Катти» выиграла бы гонку. Но к чему сослагательные наклонения? Факт остается фактом: «Катти Сарк», построенной специально для того, чтобы побить «Фермопилы», ни разу не удалось это сделать. Результативность черного клипера всегда была на высоте, но опять же, ни одного рекорда ему установить не случилось (многие вот доказывают, что один-таки есть, но почему-то не говорят, какой. В одном местечке в сети я нашла цифры: прошла она, дескать, из Австралии в Лондон за 69 дней, и этот рекорд до сих пор не побит - уписаться можно! (http://doverie.by.ru/muravei/main.shtml?3_2) Во-первых, и сама "Катти" однажды преодолела это расстояние за 67 дней, а "Фермопилы" (кстати, в своем maiden voyage) сделали тоже самое за 63 дня (есть еще утверждения, что на самом деле этот поход занял 59! дней), и это НЕ рекорд. А рекордов, собственно, у «Фермопил» три (как минимум): переход из Грейвсенда (Англия) до Мельбурна (Австралия) за 60 дней (дважды), из Шанхая в Австралию – 28 дней, из Фучжоу (Китай) в Лондон - 91 день (а, между прочим, знаменитый клипер "Ариэль" выиграл чайную гонку с результатом 99 дней!). Кстати, все-таки о «если»: руль «Катти» ломала еще не единожды. Так, может, просто руль хреновый был?:-) Или пора, наконец прекратить называть ошибки команды случайностями и невезением?
Вот что говорится в книге ”Парусники мира. Самые красивые и знаменитые”:«Один из лучших в истории клиперов - «Фермопилы» - был построен в 1868 году на верфи шотландского города Абердин. Принято считать этот корабль верхом совершенства парусной эпохи. Идеальные пропорции рангоута, изящный корпус со стремительными обводами и плавной погибью палубы вызывали восхищение у всех, кому довелось увидеть судно воочию. Особую изысканность клиперу придавала необычная окраска: темно-зеленый борт, золотой бархоут, белые мачты, реи и бушприт…» «Длина судна составляла 64,7 м, ширина – 11 м, осадка – 6,4 м, чистая вместимость – 948 рег.т. Его трюмы могли принять до 1000 т груза и 250 т твердого балласта…» Любопытно, что секрет успеха корабля заключался не в высокой скорости в свежую погоду, а, наоборот, в его способности ловить самый малый ветер. По словам историка и знатока парусного флота Бэзила Лаббока, «Фермопилы» развивали скорость в 7 узлов, когда по его палубе можно было ходить с зажженной свечой.»
Но эра чайных клиперов подходила к концу, моря уже вовсю бороздили пароходы... И "Катти Сарк, и "Фермопилы" были проданы португальцам, а потом...

Снова Иван Ефремов: "Фермопилы" выдерживали шквалы Бискайского залива, бури Средиземного моря и неистовые налеты штормов близ Южной Америки еще двенадцать лет. В 1907 году, когда исполнились сроки службы корабля, стала очевидна его дальнейшая непригодность. Связи корпуса расшатались еще за время работы в шерстяном флоте. Постоянная гонка с максимальной парусностью на крупном волнении состарила в конце концов замечательный корабль, и надо лишь удивляться его долгой жизни. Сказалась облегченная в сравнении с "Катти Сарк", частично сосновая, обшивка. Но моряки португальского флота остались верны себе. Они не продали состарившийся клипер на дрова, не превратили его в угольный плашкоут или речную баржу. Португальское адмиралтейство издало специальный приказ: парусник вывели в море и устроили ему морские похороны перед строем военных судов (в присутствии королевы Португалии - прим. Ирхен). Под звуки шопеновского траурного марша украшенный флагами клипер был торпедирован.
Очевидцы рассказывали потом, что день был ослепительно ярок, воды моря у бухты Лагуш сияли прозрачной синевой. "Фермопилы" погружались кормой. Когда нос корабля под грохот орудийного салюта скрылся под водой, многих старых мореходов прошибла слеза. Хорошо, что на свете имеются люди высокой и мечтательной души, как эти португальские моряки!» ("Фермопилы", таким образом, стали едва ли не единственным торговым кораблем, удостоившимся таких проводов...)

41 kb

49 kb

33 kb

56 kb
Та самая гонка:)) На первом плане - "Короткая рубашка".

47 kb
Еще раз

89 kb
И исчо, но задом-наперед-совсем-наоборот:-)

274 kb

37 kb

110 kb

26 kb
Еще одно изображение легендарной гонки с "Катти Сарк"

76 kb

16 kb
Марки:-)

7 kb

101 kb

62 kb

28 kb

227 kb

46 kb

31 kb

9 kb

26 kb

23 kb

28 kb

8 kb

16 kb

13 kb

21 kb

16 kb

41 kb

21 kb

13 kb

13 kb

4 kb

43 kb

13 kb








Ссылки:
1)http://www.zaglowce.ow.pl/historyczne/thermopylae/ (на польском)
2)http://www.red-rooster.co.uk/ships/thermop.htm (есть фотографии)
3)http://www.shipmodels.ru/history/thermopylae_eng.html (описание той самой гонки 1872 г.)
4)http://userpages.umbc.edu/~dbasha1/clipper.html (самые знаменитые клиперы)
5)http://eraoftheclipperships.com/ (Эра чайных клиперов, В основном, об американских кораблях, но интересные ссылки)
6)http://baegis.ag.uidaho.edu/~myron/html/clipper.htm (Клиперы на марках)
7)http://www.sailingships.hnpl.net/pages/working.htm (Sailing ships)
8)http://www.livejournal.com/users/irchen/152281.html (Список команды клипера. Составлен в 1873 г. капитаном Робертом Кембэллом (1823-1887)
9)http://www.malsgallery.com/malhtms2.html Картина (не очень-то удачная)
10) http://homepage.ntlworld.com/gmyers/thermopylae.htm Модель

P.S. "Out of sight, out of mind. Though the Thermopylae was regarded as the fastest clipper ship to have sailed the oceans of the world, her memory lives on in the hearts and minds of only an informed few". (c) Воистину так...

Thermopylae (http://www.bruzelius.info/Nautica/Ships/Clippers/Thermopylae(1868).html)
An extreme composite clipper ship designed by Bernard Waymouth of London and build in 1868 by Walter Hood & Co., Aberdeen. She measured 212'0"×36'0"×20'9" and tonnage 991 GRT, 948 NRT and 927 tons under deck. The under deck coefficient was 0,58. Rigged with royal sails, single topgallant and double top-sails.

1868 June
Launched at the shipyard of Walter Hood & Co, Aberdeen, for the White Star Line (George Thompson & Co.), Aberdeen. Assigned the official British Reg. No. 60688 and signal WPVJ. Employed in the China tea trade.
1868-1874
In command of Captain Robert Kemball, late of the Yang-Tsze.
1868 November 8 —
Sailed on her maiden voyage from Gravesend to Hobson's Bay, Melbourne, in 63 days. The fastest passage on record.
1869 February 10 — March 13
Sailed from Newcastle, NSW, to Shanghai in 31 days.
1869 July 3 - September 30
Sailed from Foochow to London in 91 days.
1870 July 30 - November 12
Sailed from Shanghai to London in 105 days.
1871 June 25 - October 6
Sailed from Shanghai to London in 103 days.
1872 June 18 - October 11
In 1872 Thermopylae left Shanghai with a cargo of tea for London in company with the London clipper Cutty Sark. After racing each other for two weeks Cutty Sark lost her rudder after having passed the Sunda Straits. Thermopylae finally arrived in London only seven days ahead of her rival.
1873 July 11 - October 19
Sailed from Foochow to London in 100 days.
1874 July 15 - October 27
Sailed from Shanghai to London in 104 days.
1875-(1879)
In command of Captain Charles Matheson.
1875 July 11 - October 31
Sailed from Foochow to London in 112 days.
1876 July 29 - November 24
Sailed from Foochow to London in 118 days.
1877 July 8 - October 20
Sailed from Shanghai to London in 104 days.
1878 November 27 - March 17
Sailed from Shanghai to London in 110 days.
1881 October 30 - September 30
Sailed from Foochow to London in 108 days.
1882
Sailed from Sydney to Start Point in 76 days.
c1889
Sold to W. Ross & Co., London.
1890
Sold to Redford, Montreal, for £ 5000 and who cut her down her rig to that of a barque.
1893 February 15 — March 10
Sailed from Victoria, BC, in ballast to Hong Kong in 23 days.
1895
Sold to the Portuguese Government which converted her to a training ship and renamed her Pedro Nunes.
1907 October 13
Sunk by gunfire and torpedoes by units of the Portuguese Navy at sea off the Tagus.
References:
Clipper ships, general references.
[Axwik, Axel]: Klipperskeppet Thermopylae.
Svenska Segelfartyg årg. 2, Malmö, 1938. Nr. 3-4, (7) pp, ill.
Crosse, John: Thermopylae and the Age of Clippers.
Historian Publishers, Vancouver, 1968.
Crosse, John: Thermopylae v. Cutty Sark: The 1872 Official Logs.
Mariner's Mirror Vol. 60, London, 1974. pp 63-72, 1 plate.
Hill, George: Twenty years on.
Model Shipwright Vol. 10, London, 1981-82. pp 37:12-16, ill.
Hume, Cyril L. & Armstrong, Malcolm C.: The Cutty Sark and Thermopylae Era of Sail.
Brown, Son & Ferguson, Glasgow, 1987. 8vo, (4), x, 182 pp, ill., 16 pl.
Matheson, Marny: Clippers for the Record. The Story of Ship Thermopylae, S.S. Aberdeen and Captain Charles Matheson.
Spectrum Publications, Melbourne, 1984. 8vo, (12), 161 pp, ill.



Subscribe

  • Други!

    Я тут бываю нынче редко, потому что (и, возможно, это преступление- )) "поживаю" преимужественно в ВК ( http://vk.com/id19960659), реже, но…

  • Белый пароход

    Колёсник "Н.В.Гоголь" в этом году отметил столетие. Всем бы так постареть!

  • Цитата

    Мнение, как и жопа, есть у всех. P.S. Спасибо за ссылки в контакте! Внесла!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments

  • Други!

    Я тут бываю нынче редко, потому что (и, возможно, это преступление- )) "поживаю" преимужественно в ВК ( http://vk.com/id19960659), реже, но…

  • Белый пароход

    Колёсник "Н.В.Гоголь" в этом году отметил столетие. Всем бы так постареть!

  • Цитата

    Мнение, как и жопа, есть у всех. P.S. Спасибо за ссылки в контакте! Внесла!